Наставничество

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №46 г. Хабаровска имени Хохлова Егора Алексеевича

Наставничество

 

Нормативные документы:

2022-2023 учебный год

ПЛАН РАБОТЫ

Цель: оказание практической помощи молодым учителям в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства

Задачи:

- формировать у молодых учителей потребность в непрерывном образовании;

- помогать учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и ППО, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс;

- способствовать формированию у педагога индивидуального стиля творческой деятельности

Практика:

- Посещение уроков в рамках методической недели.

- Участие в школьных и городских семинарах для молодых специалистов

- Посещение молодыми специалистами уроков и внеклассных мероприятий у опытных учителей.

 

Формы работы с молодыми специалистами:

- наставничество, консультации, взаимопосещение уроков, проведение мастер-классов для молодых учителей; стажировки и т.д.

        

Первый год работы

1

Собеседование с молодыми учителями, выбор наставника. Разработка тестов, анкет для выявления профессиональных затруднений молодых педагогов

сентябрь

директор, руководитель ШМО

приказ, анкеты

2

Закрепление педагога - наставника

сентябрь

директор

приказ

3

Изучение нормативно-правовой базы. Тематическое    и    поурочное    планирование.

Школьная документация:

1.    Изучение закона «Об  образовании РФ»

2.    Программа,  тематическое  планирование, поурочное планирование. Постановка задач урока  (развивающая,  воспитательная,  образовательная).

3.    Инструктаж  о  ведении  школьной  документации  (заполнение,  ведение  и  проверка классных  журналов,  тетрадей,  дневников обучающихся).

сентябрь

руководитель ШМО, зам. директора по УВР

собеседование или протокол заседания ШМП, если в МБОУ СОШ  более 5-х молодых педагогов

3

Современный урок, структура, подготовка к уроку:

1.    Методические требования к современному уроку.

2.    Типы уроков и их структура.

3.    Гигиенические  требования  к  условиям обучения школьников.

ноябрь

руководитель ШМО, зам. директора по УВР

собеседование или протокол заседания ШМП, если в МБОУ СОШ  более 5-х молодых педагогов

4

Посещение  молодым  специалистом  уроков творчески работающих учителей

в течение года

педагог-наставник, руководители ШМО

отзыв-впечатление

5

Выявление трудностей,  возникающих в работе молодого специалиста

в течение года

педагог-наставник, руководители ШМО, зам. директора по УВР, ВР

оказание адресной помощи

6

Анализ и самоанализ урока:

1.    Требования к анализу урока.

2.    Виды анализа уроков.

январь

руководитель ШМО, зам. директора по УВР

собеседование или протокол заседания ШМП, если в МБОУ СОШ  более 5-х молодых педагогов

7

Посещение     уроков  молодого педагога наставником,    администрацией школы      

с ноября 2019

педагог-наставник, зам. директора по УВР

справка; собеседование с педагогом

8

Организация индивидуальной работы с обучающимися:

1.    Индивидуальная работа с различными категориями обучающихся.

2.    Индивидуальный маршрут, индивидуальная образовательная программа.

март

руководитель ШМО, зам. директора по УВР

собеседование или протокол заседания ШМП, если в МБОУ СОШ  более 5-х молодых педагогов

9

Организация работы  на сайте Днесник.ру. Регистрация на сайте

сентябрь

ответственный за ведение Дневника

оформление электронного журнала

10

Подведение итогов работы Школы молодого педагога. Анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности учителя в коллективе.

май

руководитель ШМО, зам. директора по УВР

информация в анализе работы школы за прошедший учебный год

Второй год работы

1

Самообразование педагога – источник профессионального роста

ноябрь

руководитель ШМО, зам. директора по УВР

собеседование или протокол заседания ШМП, если в МБОУ СОШ  более 5-х молодых педагогов

2

Посещение     уроков  молодого педагога наставником,    администрацией школы      

в течение года

педагог-наставник, зам. директора по УВР

справка; собеседование с педагогом

3

Выявление трудностей,  возникающих в работе молодого специалиста

в течение года

педагог-наставник, руководители ШМО, зам. директора по УВР, ВР

оказание адресной помощи

4

Посещение  молодым  специалистом  уроков творчески работающих учителей

в течение года

педагог-наставник, руководители ШМО

отзыв-впечатление

5

Оценивание знаний учащихся: теория, психология, практика

февраль

педагог-наставник, руководители ШМО, зам. директора по УВР, ВР

составление плана самообразования

6

Подведение итогов работы Школы молодого педагога. Анкетирование на выявление профессиональных   затруднений

май

руководитель ШМО, зам. директора по УВР

информация в анализе работы школы за прошедший учебный год

Третий год работы

1

Анализ урока:

1.    Виды анализа

2.    Самоанализ урока

ноябрь

руководитель ШМО, зам. директора по УВР

собеседование или протокол заседания ШМП, если в МБОУ СОШ  более 5-х молодых педагогов

2

Посещение     уроков  молодого педагога наставником,    администрацией школы      

в течение года

педагог-наставник, зам. директора по УВР

справка; собеседование с педагогом

3

Выявление трудностей,  возникающих в работе молодого специалиста

в течение года

педагог-наставник, руководители ШМО, зам. директора по УВР, ВР

оказание адресной помощи

4

Посещение  молодым  специалистом  уроков   творчески работающих учителей

в течение года

педагог-наставник, руководители ШМО

анализ 2-3 уроков

5

Творческий  отчет  молодых  учителей.  Открытые уроки, внеклассные мероприятия.

апрель

молодой педагог, педагог-наставник, руководители ШМО, зам. директора по УВР, ВР

Методические разработки уроков, внеклассных мероприятий

6

Подведение итогов работы Школы молодого педагога.

май

руководитель ШМО, зам. директора по УВР

информация в анализе работы школы за прошедший учебный год

 В течение года

 - на краткосрочных проблемных курсах по актуальным вопросам теории и методики преподавания предметов, управленческой деятельности, психолого - педагогическим вопросам

- на курсах по новым информационным технологиям на ХК ИРО

     

Советы молодому учителю

Совет первый. Не считай школу местом, не совсем достойным применения твоих выдающихся способностей, местом, куда тебя как бы сослали. Школа не нуждается в твоем снисхождении. Да, она тебя ждет, и, можно сказать, с распростертыми объятиями, она хочет, чтобы ты у нее был, но у нее есть свое достоинство. И это достоинство — дети. Поэтому не надо смотреть на школу свысока, не надо делать ей одолжение.

Совет второй. Найди себя, свой образ. Учитель индивидуален, иначе не может быть и речи о творчестве. Это не исключает подражания, особенно на первых порах. Наоборот, приглядывайся к мастерам. Бери на вооружение то, что тебе кажется твоим, что тебе соответствует.

Совет третий. Не замыкайся в своем учительстве. Если учитель — только учитель, это скучно. Играй на гитаре, пой, пиши стихи, играй в волейбол, ходи в горы, собирай марки, бывай в театре и на выставках. Расширяй круг друзей и знакомых. Общайся с самыми разнообразными людьми. Люби жизнь в разных ее проявлениях. Ты должен быть интересен детям, но это не получится, если ты будешь сосредоточен только на самом себе. Кроме обязательной программы, у тебя, как у мастера-фигуриста, должна быть великолепная произвольная программа.

Совет четвертый. Помни о комплексном характере учительского труда. Увлеченность, многосторонний интерес нужны учителю не просто так, сами по себе, а в связи с особенностью его профессии. Не зря про учителя говорят, что он и швец, и жнец, и на дуде игрец. Про иного учителя говорят: он — эрудит, или он — хороший методист, или он — энтузиаст внеклассной работы. Это комплимент только в том случае, если все другие стороны деятельности учителя тоже хороши. Все имеет значение, все нужно: и эрудиция, и методика, и внеклассная работа, и психология общения, и любовь к детям, и дисциплина. Не нужно это разделять, все это взаимосвязано. И если мы говорим об этом отдельно, то это число условно. Заметь: любой рассказ о школе, эпизод, даже анекдот заключает в себе комплекс учительских качеств. Иначе получается нелепо, смешно или даже, хуже того, непрофессионально.

Совет пятый. Будь счастливым. Будь оптимистом. Верь! Ужасно, когда учитель не видит ничего хорошего ни в настоящем, ни в будущем. Ходит и ноет, как учителя из чеховских пьес. Строй планы, пусть иногда несбыточные, но конструктивные. Есть такая грамматическая фраза, в которой «чтобы» (и «что бы) пишется и слитно, и раздельно: «Что бы такое предпринять, чтобы освежиться?» Если глаголу «освежиться» придать метафорический смысл, эту фразу можно смело взять на вооружение как девиз.

Совет шестой. Будь честным и правдивым. «Подумаешь, — скажешь ты, — я сам это ученикам каждый день говорю». И напрасно, каждый день это говорить не надо. Сказал один раз, и хватит. Но так, чтобы ребята тебе поверили. Дети очень высоко ценят честность. «Так нечестно» — это крайне отрицательная оценка. Хотя сплошь и рядом они хитрецы и лгунишки. Это потому, что они поставлены взрослыми в такие условия, когда просто нельзя не соврать. Но не увлекайся следствием.

Совет седьмой. Цени юмор в общении с учениками. Если ты сам, как говорится, не блещешь остроумием, цени юмор в других. Не бойся смешного, не бойся быть смешным сам: бывают совсем невинные и безобидные смешные ситуации. Другое дело, если над тобой смеются постоянно, если ты вообще смешон — это все!..

Совет восьмой. Будь естественным, не претворяйся, не старайся казаться умнее и лучше, чем ты есть. Бесполезно: дети тебя все равно раскусят. Часто учителя сравнивают с актером, и в этом есть свой резон. Но уж если ты играешь роль, пусть она будет твоей. Играй себя. И не переигрывай! Вспомни: настоящий актер вживается в роль, стремится постичь внутренний мир своего героя, чтобы играть как можно естественнее. Тебе же не надо перевоплощаться. Сходство между учителем и актером заключается, может быть, в том, что и тот и другой выходят на аудиторию, на публику. Если между актерами и зрительным залом не устанавливается незримый контакт, спектакль рушится. Так и в классе. Некоторые кричат и стучат кулаком по столу, а ребятам не страшно. Другие говорят тихо и смотрят в сторону, но какое-то колдовство завораживает детей, и они не сводят с учителей глаз. Это феномен учительского гипноза, такого, впрочем, хрупкого, но сладостного. В эти минуты учитель счастлив.

Совет девятый. Не воображай о себе больше того, что ты есть на самом деле. Знай себе цену и будь скромным, не теряя достоинства. Не надо казаться, надо быть. Сейчас это знамение времени. И если в годы застоя мы только и делали, что производили впечатление, словно все сговорились играть в какую-то общую лживую игру, то теперь это не нужно, потому что всем и так ясно, если король голый. И без мальчика. В общем, не задирай нос, даже если что-то удалось. Радуйся и торжествуй, но не увлекайся в торжестве. Это опасно. Не бойся честолюбия и не слушай ханжей и бездарных завистников Но честолюбие должно быть внутри, демонстрировать его неприлично. Честолюбие все-таки. Играет вспомогательную роль как стимулятор дела. Главное — дело. Возводить же честолюбие в принцип и подчинять ему все просто недопустимо и безнравственно. Ты всегда на виду, тем более у детей, которые все видят и все замечают. От их внимательного взгляда не ускользнет ничто! И ты не думай, что мнением детей, их отношением можно пренебречь. Они-то и есть твои главные ценители и судьи, они, а не начальство, и даже не твои коллеги и друзья.

Совет десятый. Обрети свою гражданскую позицию. Может быть, она у тебя уже есть, эта позиция. Но она формируется, стабилизируется и кристаллизируется в деле. Рассуждать о политике, о патриотизме, об интернационализме все мастера. Но не пополняй и так многочисленные ряды «пикейных жилетов». Помни, что у тебя есть дети и эта позиция нужна им. Гражданская позиция прежде всего — нравственная. Запомни: какие бы прекрасные учебники мы ни издавали, какие бы замечательные программы ни составляли, истинный проводник гражданской идеи — ты. И от себя зависит, дойдет ли эта идея до ума и сердца ученика в целости и чистоте или будет так хитроумно перевернута и извращена, что результат окажется противоположным. Да, в наше время крушения устоявшихся политических стереотипов важно помочь детям сформироваться и вырасти стойкими и убежденными гуманистами.

И наконец, последнее: не воспринимай эти советы как некое подобие скрижалей или безапелляционного провозглашения непреложных истин. Я не оракул. Абсолютных правил, годных на все случаи жизни, не знаю. Думай сам!

                                                                                                                                                                                                                                                             
Дата последнего обновления страницы 29.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения