ПЛАН РАБОТЫ
Цель: оказание практической помощи молодым учителям в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства
Задачи:
- формировать у молодых учителей потребность в непрерывном образовании;
- помогать учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и ППО, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс;
- способствовать формированию у педагога индивидуального стиля творческой деятельности
Практика:
- Посещение уроков в рамках методической недели.
- Участие в школьных и городских семинарах для молодых специалистов
- Посещение молодыми специалистами уроков и внеклассных мероприятий у опытных учителей.
Формы работы с молодыми специалистами:
- наставничество, консультации, взаимопосещение уроков, проведение мастер-классов для молодых учителей; стажировки и т.д.
Первый год работы |
1 |
Собеседование с молодыми учителями, выбор наставника. Разработка тестов, анкет для выявления профессиональных затруднений молодых педагогов |
сентябрь |
директор, руководитель ШМО |
приказ, анкеты |
2 |
Закрепление педагога - наставника |
сентябрь |
директор |
приказ |
3 |
Изучение нормативно-правовой базы. Тематическое и поурочное планирование.
Школьная документация:
1. Изучение закона «Об образовании РФ»
2. Программа, тематическое планирование, поурочное планирование. Постановка задач урока (развивающая, воспитательная, образовательная).
3. Инструктаж о ведении школьной документации (заполнение, ведение и проверка классных журналов, тетрадей, дневников обучающихся). |
сентябрь |
руководитель ШМО, зам. директора по УВР |
собеседование или протокол заседания ШМП, если в МБОУ СОШ более 5-х молодых педагогов |
3 |
Современный урок, структура, подготовка к уроку:
1. Методические требования к современному уроку.
2. Типы уроков и их структура.
3. Гигиенические требования к условиям обучения школьников. |
ноябрь |
руководитель ШМО, зам. директора по УВР |
собеседование или протокол заседания ШМП, если в МБОУ СОШ более 5-х молодых педагогов |
4 |
Посещение молодым специалистом уроков творчески работающих учителей |
в течение года |
педагог-наставник, руководители ШМО |
отзыв-впечатление |
5 |
Выявление трудностей, возникающих в работе молодого специалиста |
в течение года |
педагог-наставник, руководители ШМО, зам. директора по УВР, ВР |
оказание адресной помощи |
6 |
Анализ и самоанализ урока:
1. Требования к анализу урока.
2. Виды анализа уроков. |
январь |
руководитель ШМО, зам. директора по УВР |
собеседование или протокол заседания ШМП, если в МБОУ СОШ более 5-х молодых педагогов |
7 |
Посещение уроков молодого педагога наставником, администрацией школы |
с ноября 2019 |
педагог-наставник, зам. директора по УВР |
справка; собеседование с педагогом |
8 |
Организация индивидуальной работы с обучающимися:
1. Индивидуальная работа с различными категориями обучающихся.
2. Индивидуальный маршрут, индивидуальная образовательная программа. |
март |
руководитель ШМО, зам. директора по УВР |
собеседование или протокол заседания ШМП, если в МБОУ СОШ более 5-х молодых педагогов |
9 |
Организация работы на сайте Днесник.ру. Регистрация на сайте |
сентябрь |
ответственный за ведение Дневника |
оформление электронного журнала |
10 |
Подведение итогов работы Школы молодого педагога. Анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности учителя в коллективе. |
май |
руководитель ШМО, зам. директора по УВР |
информация в анализе работы школы за прошедший учебный год |
Второй год работы |
1 |
Самообразование педагога – источник профессионального роста |
ноябрь |
руководитель ШМО, зам. директора по УВР |
собеседование или протокол заседания ШМП, если в МБОУ СОШ более 5-х молодых педагогов |
2 |
Посещение уроков молодого педагога наставником, администрацией школы |
в течение года |
педагог-наставник, зам. директора по УВР |
справка; собеседование с педагогом |
3 |
Выявление трудностей, возникающих в работе молодого специалиста |
в течение года |
педагог-наставник, руководители ШМО, зам. директора по УВР, ВР |
оказание адресной помощи |
4 |
Посещение молодым специалистом уроков творчески работающих учителей |
в течение года |
педагог-наставник, руководители ШМО |
отзыв-впечатление |
5 |
Оценивание знаний учащихся: теория, психология, практика |
февраль |
педагог-наставник, руководители ШМО, зам. директора по УВР, ВР |
составление плана самообразования |
6 |
Подведение итогов работы Школы молодого педагога. Анкетирование на выявление профессиональных затруднений |
май |
руководитель ШМО, зам. директора по УВР |
информация в анализе работы школы за прошедший учебный год |
Третий год работы |
1 |
Анализ урока:
1. Виды анализа
2. Самоанализ урока |
ноябрь |
руководитель ШМО, зам. директора по УВР |
собеседование или протокол заседания ШМП, если в МБОУ СОШ более 5-х молодых педагогов |
2 |
Посещение уроков молодого педагога наставником, администрацией школы |
в течение года |
педагог-наставник, зам. директора по УВР |
справка; собеседование с педагогом |
3 |
Выявление трудностей, возникающих в работе молодого специалиста |
в течение года |
педагог-наставник, руководители ШМО, зам. директора по УВР, ВР |
оказание адресной помощи |
4 |
Посещение молодым специалистом уроков творчески работающих учителей |
в течение года |
педагог-наставник, руководители ШМО |
анализ 2-3 уроков |
5 |
Творческий отчет молодых учителей. Открытые уроки, внеклассные мероприятия. |
апрель |
молодой педагог, педагог-наставник, руководители ШМО, зам. директора по УВР, ВР |
Методические разработки уроков, внеклассных мероприятий |
6 |
Подведение итогов работы Школы молодого педагога. |
май |
руководитель ШМО, зам. директора по УВР |
информация в анализе работы школы за прошедший учебный год | В течение года
- на краткосрочных проблемных курсах по актуальным вопросам теории и методики преподавания предметов, управленческой деятельности, психолого - педагогическим вопросам
- на курсах по новым информационным технологиям на ХК ИРО
|
Советы молодому учителю
Совет первый. Не считай школу местом, не совсем достойным применения твоих выдающихся способностей, местом, куда тебя как бы сослали. Школа не нуждается в твоем снисхождении. Да, она тебя ждет, и, можно сказать, с распростертыми объятиями, она хочет, чтобы ты у нее был, но у нее есть свое достоинство. И это достоинство — дети. Поэтому не надо смотреть на школу свысока, не надо делать ей одолжение.
Совет второй. Найди себя, свой образ. Учитель индивидуален, иначе не может быть и речи о творчестве. Это не исключает подражания, особенно на первых порах. Наоборот, приглядывайся к мастерам. Бери на вооружение то, что тебе кажется твоим, что тебе соответствует.
Совет третий. Не замыкайся в своем учительстве. Если учитель — только учитель, это скучно. Играй на гитаре, пой, пиши стихи, играй в волейбол, ходи в горы, собирай марки, бывай в театре и на выставках. Расширяй круг друзей и знакомых. Общайся с самыми разнообразными людьми. Люби жизнь в разных ее проявлениях. Ты должен быть интересен детям, но это не получится, если ты будешь сосредоточен только на самом себе. Кроме обязательной программы, у тебя, как у мастера-фигуриста, должна быть великолепная произвольная программа.
Совет четвертый. Помни о комплексном характере учительского труда. Увлеченность, многосторонний интерес нужны учителю не просто так, сами по себе, а в связи с особенностью его профессии. Не зря про учителя говорят, что он и швец, и жнец, и на дуде игрец. Про иного учителя говорят: он — эрудит, или он — хороший методист, или он — энтузиаст внеклассной работы. Это комплимент только в том случае, если все другие стороны деятельности учителя тоже хороши. Все имеет значение, все нужно: и эрудиция, и методика, и внеклассная работа, и психология общения, и любовь к детям, и дисциплина. Не нужно это разделять, все это взаимосвязано. И если мы говорим об этом отдельно, то это число условно. Заметь: любой рассказ о школе, эпизод, даже анекдот заключает в себе комплекс учительских качеств. Иначе получается нелепо, смешно или даже, хуже того, непрофессионально.
Совет пятый. Будь счастливым. Будь оптимистом. Верь! Ужасно, когда учитель не видит ничего хорошего ни в настоящем, ни в будущем. Ходит и ноет, как учителя из чеховских пьес. Строй планы, пусть иногда несбыточные, но конструктивные. Есть такая грамматическая фраза, в которой «чтобы» (и «что бы) пишется и слитно, и раздельно: «Что бы такое предпринять, чтобы освежиться?» Если глаголу «освежиться» придать метафорический смысл, эту фразу можно смело взять на вооружение как девиз.
Совет шестой. Будь честным и правдивым. «Подумаешь, — скажешь ты, — я сам это ученикам каждый день говорю». И напрасно, каждый день это говорить не надо. Сказал один раз, и хватит. Но так, чтобы ребята тебе поверили. Дети очень высоко ценят честность. «Так нечестно» — это крайне отрицательная оценка. Хотя сплошь и рядом они хитрецы и лгунишки. Это потому, что они поставлены взрослыми в такие условия, когда просто нельзя не соврать. Но не увлекайся следствием.
Совет седьмой. Цени юмор в общении с учениками. Если ты сам, как говорится, не блещешь остроумием, цени юмор в других. Не бойся смешного, не бойся быть смешным сам: бывают совсем невинные и безобидные смешные ситуации. Другое дело, если над тобой смеются постоянно, если ты вообще смешон — это все!..
Совет восьмой. Будь естественным, не претворяйся, не старайся казаться умнее и лучше, чем ты есть. Бесполезно: дети тебя все равно раскусят. Часто учителя сравнивают с актером, и в этом есть свой резон. Но уж если ты играешь роль, пусть она будет твоей. Играй себя. И не переигрывай! Вспомни: настоящий актер вживается в роль, стремится постичь внутренний мир своего героя, чтобы играть как можно естественнее. Тебе же не надо перевоплощаться. Сходство между учителем и актером заключается, может быть, в том, что и тот и другой выходят на аудиторию, на публику. Если между актерами и зрительным залом не устанавливается незримый контакт, спектакль рушится. Так и в классе. Некоторые кричат и стучат кулаком по столу, а ребятам не страшно. Другие говорят тихо и смотрят в сторону, но какое-то колдовство завораживает детей, и они не сводят с учителей глаз. Это феномен учительского гипноза, такого, впрочем, хрупкого, но сладостного. В эти минуты учитель счастлив.
Совет девятый. Не воображай о себе больше того, что ты есть на самом деле. Знай себе цену и будь скромным, не теряя достоинства. Не надо казаться, надо быть. Сейчас это знамение времени. И если в годы застоя мы только и делали, что производили впечатление, словно все сговорились играть в какую-то общую лживую игру, то теперь это не нужно, потому что всем и так ясно, если король голый. И без мальчика. В общем, не задирай нос, даже если что-то удалось. Радуйся и торжествуй, но не увлекайся в торжестве. Это опасно. Не бойся честолюбия и не слушай ханжей и бездарных завистников Но честолюбие должно быть внутри, демонстрировать его неприлично. Честолюбие все-таки. Играет вспомогательную роль как стимулятор дела. Главное — дело. Возводить же честолюбие в принцип и подчинять ему все просто недопустимо и безнравственно. Ты всегда на виду, тем более у детей, которые все видят и все замечают. От их внимательного взгляда не ускользнет ничто! И ты не думай, что мнением детей, их отношением можно пренебречь. Они-то и есть твои главные ценители и судьи, они, а не начальство, и даже не твои коллеги и друзья.
Совет десятый. Обрети свою гражданскую позицию. Может быть, она у тебя уже есть, эта позиция. Но она формируется, стабилизируется и кристаллизируется в деле. Рассуждать о политике, о патриотизме, об интернационализме все мастера. Но не пополняй и так многочисленные ряды «пикейных жилетов». Помни, что у тебя есть дети и эта позиция нужна им. Гражданская позиция прежде всего — нравственная. Запомни: какие бы прекрасные учебники мы ни издавали, какие бы замечательные программы ни составляли, истинный проводник гражданской идеи — ты. И от себя зависит, дойдет ли эта идея до ума и сердца ученика в целости и чистоте или будет так хитроумно перевернута и извращена, что результат окажется противоположным. Да, в наше время крушения устоявшихся политических стереотипов важно помочь детям сформироваться и вырасти стойкими и убежденными гуманистами.
И наконец, последнее: не воспринимай эти советы как некое подобие скрижалей или безапелляционного провозглашения непреложных истин. Я не оракул. Абсолютных правил, годных на все случаи жизни, не знаю. Думай сам! |