«Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений».
Алексей Алексеевич Леонтьев лингвист,
психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность
Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность
Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность
Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность
Способность применять знания, навыки и установки в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление
Способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму.
6. Глобальные компетенции
Способность критически рассматривать с различных точек. зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Нормативные документы:
Федеральный уровень:
Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 г. № 04-238 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"
Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 г. № ТВ-94-04 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"
Региональный и мунииальный уровень:
Приказ управления образования администрации г. Хабаровска от 28.12.2021 № 2248 "О внесении изменений в план мероприятий по формированию ФГ обучающихся г. Хабаровска на 2021/2022 учебный год, утвержжденный приказом управления образования от 28.09.2021 № 1396
Приказ управления образования администрации г. Хабаровска от 28.09.2021 № 1396"Об утверждении плана мероприятий по формированию ФГ обучающихся г. Хабаровска на 2021/2022 учебный год"
Локальный уровень:
Приказ директора МБОУ СОШ № 46 от 06.12 2021 г. № 783 "О назначении ответственных по формированию функциональной грамотности"
Банк заданий по функциональной грамотности:
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности Российской электронной школы
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7-9 классов ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений"
Банк заданий по развитию функциональной грамотности здательства "Просвещение"
Открытые задания исследования PISA ФГБУ "ФИОКО"
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы ФГБНУ "Институт стратегии образования РАО"
Методические материалы:
Методические рекомендации "Организаия мероприятий по формированию функиональной грамотности обучающихся общеобразовательных учредений"